Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594 | ISSN 2949-110X
Расширенный
поиск
RuEn
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Все выпуски » Том 12, № 2, 2022 » Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

ЖУРНАЛ: Том 12, № 2, 2022, с. 258-270

РУБРИКА: Проблемы Северного морского пути

АВТОРЫ: Гурлев И.В., Макоско А.А., Малыгин И.Г.

ОРГАНИЗАЦИИ: Институт физики атмосферы им. А. М. Обухова Российской академии наук, Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко Российской академии наук

DOI: 10.25283/2223-4594-2022-2-258-270

УДК: 656.61

Поступила в редакцию: 27.09.2021

Ключевые слова: Северный морской путь, транспортная система, структура грузопотока, состояние портов, совершенствование инфраструктуры, обеспечение круглогодичной навигации

Библиографическое описание: Гурлев И.В., Макоско А.А., Малыгин И.Г. Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. — 2022. — Т. 12, — № 2. — С. 258-270. — DOI: 10.25283/2223-4594-2022-2-258-270.


АННОТАЦИЯ:

Проведен анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути, сделано сравнение интенсивности и объема грузопотока по южному маршруту через Суэцкий канал и по Северному морскому пути в настоящее время. Показана структура внутреннего и импортно-экспортного грузопотока по Северному морскому пути, оценены возможности увеличения грузопотока к 2024 и 2035 гг. Проанализировано состояние портов по маршруту Северного морского пути и показана необходимость совершенствования инфраструктуры транспортной системы, создания портов-хабов, постройки мощных атомных ледоколов нового поколения для создания международного транзитного маршрута на основе обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.


Сведения о финансировании: Работа выполнена по государственному заданию в рамках НИР «Разработка теоретических основ организации сложных когнитивных транспортных систем», номер государственной регистрации АААА-А19-119032590097-6.

Литература:

1. Инфраструктура Сибири, Дальнего Востока и Арк­тики. Состояние и три этапа развития до 2050 года / Под ред. чл.-кор. РАН А. А. Макоско. — СПб.: ИПТ РАН, 2019. — 468 с.
2. Грузопоток через Суэцкий канал. — URL: https://zen.yandex.ru/media/pstat/gruzopotok-cherez-sueckii-kanal-605db2c70b85960a4a3490d9.
3. Северный морской путь. Итоги 2020 года. Макеты инфографики. — М.: РОСАТОМ, 2021. — 24 с. — URL: https://arctic.gov.ru/wp-content/uploads/2021/02/2020.pdf.
4. Севморпуть России наращивает свою пропускную способность. — URL: https://rossaprimavera.ru/news/0b779e0f.
5. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204.
6. Кулинко М. В. Показатель грузопотока по СМП в 80 млн тонн к 2024 году будет выполнен. — URL: https://ru.arctic.ru/economics/20210407 /992464.html.
7. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» от 30 сентября 2018 г. № 2101-р.
8. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» от 21 декабря 2019 г. № 3120-р.
9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» от 28 июля 2012 г. № 132-Ф3.
10. Антонов Ю. На развитие Северного морского пути может повлиять изменение климата. — URL: https://argumenti.ru/economics/2021/06/726268.
11. Воскресенский А. Почему Северный морской путь никогда не сможет заменить Суэцкий канал. — URL: https://sell-off.livejournal.com/47192191.html.
12. Гурлев И. В., Макоско А. А., Малыгин И. Г., Каминский В. Ю. Интеллектуализация транспортной системы Северного морского пути // Мор. интеллект. технологии.  — 2021. — Т. 1, № 3. — С. 228—235. — DOI: 10.37220/MIT.2021.53.3.026.
13. Росатом выбирает верфи для постройки контейнеровозов ледового класса Arc7. — URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2020/07/21/105611.
14. Арктические перевозки. — URL: http://www.morvesti.ru/themes/1700/62459/.
15. Павлова Е. А., Алексеева Т. А., Миронов Е. У., Смоляницкий В. М. Особенности распределения айсбергов по данным судовых наблюдений в Карском море в 2004—2019 гг. // Рос. Арк­тика. — 2020. — № 3 (10). — С. 30—36. — DOI: 10.24411/2658-4255-2020-12103.
16. Список МСКЦ и МСПЦ. — URL: http://morflot.gov.ru/morskoy_flot/funktsionalnyiepodsistemyi_rosmorrechflota/spisok_mskts_i_mspts.html.
17. Малыгин И. Г., Гавкалюк Б. В. Вопросы устойчивого функционирования транспортного комплекса Арк­тической зоны Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арк­тика — регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе: Сборник трудов международной научно-практической конференции, С.-Петербург, 28 октября 2020 г. — СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2020. — С. 7—9.
18. Мохов И. И., Хон В. Ч., Прокофьева М. А. Новые модельные оценки изменений продолжительности навигационного периода для Северного морского пути в XXI веке // Докл. Акад. наук. — 2016. — Т. 468, № 6. — C. 699—704.
19. Макоско А. А. Климатические риски и экономический комплекс России в XXI веке // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: Труды 4-й Международной конференции (4—5 февраля 2021 г., Москва). — М.: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2021. — С. 64—72. — DOI: 10.20948/future-2021-4.
20. Макоско А. А., Матешева А. В. Оценка тенденций дальнего загрязнения атмосферы Арк­тической зоны России в 1980—2050 гг. с учетом сценариев изменения климата // Арк­тика: экология и экономика. — 2020. — № 1 (37). — С. 45—52.
21. Некипелов А. Д., Макоско А. А. Перспективы фундаментальных научных исследований в Арктике // Арк­тический регион: проблемы международного сотрудничества. РСМД. Хрестоматия в 3 т. — Т. 2. — М.: Аспект пресс, 2013. — С. 370—380.
22. Макоско А. А. Гидрометеорологическое обеспечение плавания по трассам Северного морского пути // Арк­тика: экология и экономика. — 2013. — № 3 (11). — С. 40—49.
23. Атомный ледокол Арк­тика, проект 22220. — URL: https://iceberg.org.ru/portfolio/ledokol-arktika/.
24. Атомный ледокол Лидер, проект 10510. — URL: https://web.archive.org/web/20170816013018/http://195.182.159.22/?Portfolio=business-center.
25. Распоряжение Правительства РФ «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
26. Бордученко Ю. Л., Малыгин И. Г., Каминский В. Ю., Аксёнов В. А. Атомный ледокольный флот России в первой четверти XXI века: Задачи и перспективы освоения Северного морского пути // Мор. интеллект. технологии. — 2021. — T. 1, № 2 (53). — С. 14—25. — DOI: 10.37220/MIT.2021.52.2.001.
27. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в строительство головного гидрографического лоцмейстерского судна ледового класса Arc7» от 31 марта 2021 г. № 499.


Скачать »


© 2011-2024 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594