Библиографическое описание:Гурлев И.В., Макоско А.А., Малыгин И.Г. Анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. — 2022. — Т. 12, — № 2. — С. 258-270. — DOI: 10.25283/2223-4594-2022-2-258-270.
АННОТАЦИЯ:
Проведен анализ состояния и развития транспортной системы Северного морского пути, сделано сравнение интенсивности и объема грузопотока по южному маршруту через Суэцкий канал и по Северному морскому пути в настоящее время. Показана структура внутреннего и импортно-экспортного грузопотока по Северному морскому пути, оценены возможности увеличения грузопотока к 2024 и 2035 гг. Проанализировано состояние портов по маршруту Северного морского пути и показана необходимость совершенствования инфраструктуры транспортной системы, создания портов-хабов, постройки мощных атомных ледоколов нового поколения для создания международного транзитного маршрута на основе обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
Сведения о финансировании: Работа выполнена по государственному заданию в рамках НИР «Разработка теоретических основ организации сложных когнитивных транспортных систем», номер государственной регистрации АААА-А19-119032590097-6.
Литература:
1. Инфраструктура Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Состояние и три этапа развития до 2050 года / Под ред. чл.-кор. РАН А. А. Макоско. — СПб.: ИПТ РАН, 2019. — 468 с. 2. Грузопоток через Суэцкий канал. — URL: https://zen.yandex.ru/media/pstat/gruzopotok-cherez-sueckii-kanal-605db2c70b85960a4a3490d9. 3. Северный морской путь. Итоги 2020 года. Макеты инфографики. — М.: РОСАТОМ, 2021. — 24 с. — URL: https://arctic.gov.ru/wp-content/uploads/2021/02/2020.pdf. 4. Севморпуть России наращивает свою пропускную способность. — URL: https://rossaprimavera.ru/news/0b779e0f. 5. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204. 6. Кулинко М. В. Показатель грузопотока по СМП в 80 млн тонн к 2024 году будет выполнен. — URL: https://ru.arctic.ru/economics/20210407 /992464.html. 7. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» от 30 сентября 2018 г. № 2101-р. 8. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» от 21 декабря 2019 г. № 3120-р. 9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» от 28 июля 2012 г. № 132-Ф3. 10. Антонов Ю. На развитие Северного морского пути может повлиять изменение климата. — URL: https://argumenti.ru/economics/2021/06/726268. 11. Воскресенский А. Почему Северный морской путь никогда не сможет заменить Суэцкий канал. — URL: https://sell-off.livejournal.com/47192191.html. 12. Гурлев И. В., Макоско А. А., Малыгин И. Г., Каминский В. Ю. Интеллектуализация транспортной системы Северного морского пути // Мор. интеллект. технологии. — 2021. — Т. 1, № 3. — С. 228—235. — DOI: 10.37220/MIT.2021.53.3.026. 13. Росатом выбирает верфи для постройки контейнеровозов ледового класса Arc7. — URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2020/07/21/105611. 14. Арктические перевозки. — URL: http://www.morvesti.ru/themes/1700/62459/. 15. Павлова Е. А., Алексеева Т. А., Миронов Е. У., Смоляницкий В. М. Особенности распределения айсбергов по данным судовых наблюдений в Карском море в 2004—2019 гг. // Рос. Арктика. — 2020. — № 3 (10). — С. 30—36. — DOI: 10.24411/2658-4255-2020-12103. 16. Список МСКЦ и МСПЦ. — URL: http://morflot.gov.ru/morskoy_flot/funktsionalnyiepodsistemyi_rosmorrechflota/spisok_mskts_i_mspts.html. 17. Малыгин И. Г., Гавкалюк Б. В. Вопросы устойчивого функционирования транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Арктика — регион стратегических интересов: правовая политика и современные технологии обеспечения безопасности в Арктическом регионе: Сборник трудов международной научно-практической конференции, С.-Петербург, 28 октября 2020 г. — СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2020. — С. 7—9. 18. Мохов И. И., Хон В. Ч., Прокофьева М. А. Новые модельные оценки изменений продолжительности навигационного периода для Северного морского пути в XXI веке // Докл. Акад. наук. — 2016. — Т. 468, № 6. — C. 699—704. 19. Макоско А. А. Климатические риски и экономический комплекс России в XXI веке // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: Труды 4-й Международной конференции (4—5 февраля 2021 г., Москва). — М.: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2021. — С. 64—72. — DOI: 10.20948/future-2021-4. 20. Макоско А. А., Матешева А. В. Оценка тенденций дальнего загрязнения атмосферы Арктической зоны России в 1980—2050 гг. с учетом сценариев изменения климата // Арктика: экология и экономика. — 2020. — № 1 (37). — С. 45—52. 21. Некипелов А. Д., Макоско А. А. Перспективы фундаментальных научных исследований в Арктике // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. РСМД. Хрестоматия в 3 т. — Т. 2. — М.: Аспект пресс, 2013. — С. 370—380. 22. Макоско А. А. Гидрометеорологическое обеспечение плавания по трассам Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. — 2013. — № 3 (11). — С. 40—49. 23. Атомный ледокол Арктика, проект 22220. — URL: https://iceberg.org.ru/portfolio/ledokol-arktika/. 24. Атомный ледокол Лидер, проект 10510. — URL: https://web.archive.org/web/20170816013018/http://195.182.159.22/?Portfolio=business-center. 25. Распоряжение Правительства РФ «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. 26. Бордученко Ю. Л., Малыгин И. Г., Каминский В. Ю., Аксёнов В. А. Атомный ледокольный флот России в первой четверти XXI века: Задачи и перспективы освоения Северного морского пути // Мор. интеллект. технологии. — 2021. — T. 1, № 2 (53). — С. 14—25. — DOI: 10.37220/MIT.2021.52.2.001. 27. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в строительство головного гидрографического лоцмейстерского судна ледового класса Arc7» от 31 марта 2021 г. № 499.