Библиографическое описание:Коршунов В.А., Кудинович И.В., Родионов А.А., Сутеева А.Ж., Шувалов Г.М. Анализ безопасности плавучего энергоблока при столкновениях // Арктика: экология и экономика. — 2023. — Т. 13, — № 2. — С. 211-222. — DOI: 10.25283/2223-4594-2023-2-211-222.
АННОТАЦИЯ:
Рассмотрена навигационная авария, связанная с тараном плавучего энергоблока другим судном. Представлен подход к определению последствий столкновения с использованием метода конечных элементов: разработана расчетная схема метода конечных элементов для моделирования разрушения корпусных конструкций судна, определена энергоемкость корпусных конструкций судна при таране, рассчитаны критические скорости таранящих судов. Показан высокий уровень безопасности модернизированного плавучего энергоблока в случае навигационной аварии, вызванной столкновением.
Сведения о финансировании: Работа выполнена при частичном финансировании по соглашению о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 075-15-2021-1206 от 30 сентября 2021 г.
Литература:
Владимиров А. А., Макеев Г. А. Опыт и перспективы создания плавучих энергетических блоков для освоения и развития территорий российского Севера и Дальнего Востока // Судостроение. — 2021. — № 4. — С. 56—60.
Общие положения обеспечения безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами (НП-022-17). — М.: Ростехнадзор, 2017.
Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами (НП-029-17). — М.: Ростехнадзор, 2017.
Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений. — СПб.: Рос. мор. регистр судоходства, 2018.
Требования к отчету по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами (НП-023-20). — М.: Ростехнадзор, 2020.
Кудинович И. В. Обоснование ядерной и радиационной безопасности атомного судна при внешних воздействиях // Тр. Крыл. гос. науч. центра. — 2019. — № 1 (387). — С. 131—142.
Нестеров А. Б. Решение проблем аварийной прочности и экологической безопасности судов для морской транспортировки токсичных грузов за счет совершенствования судокорпусных конструкций: Автореф. дис. ... д-ра техн. наук. — СПб., 2013. — 43 с.
Нестеров А. Б. Исследование эффективности конструктивной бортовой защиты при аварийном столкновении судов // Вопр. судостроения. Сер. Проектирование судов. — 1984. — Вып. 40. — С. 46—52.
Лепп Ю. Ф. Оценка защищенности грузовых помещений от повреждений при столкновениях // Судостроение. — 1980. — № 5. — С. 10—13.
Родионов А. А., Го Цзюнь. Исследование проблем предельной прочности корпусных конструкций при повреждениях от столкновения судов // Мор. интеллект. технологии. — 2010. — № 1 (7). — C. 13—25.
Родионов А. А., Аунг Куи Мьинт. Численное моделирование аварийного разрушения днищевого перекрытия при контакте с подводным камнем // Тр. Крыл. гос. науч. центра. — 2014. — Вып. 82 (366). — C. 31—36.
Zhang S. The mechanics of ship collision. — Denmark, 1999. — 284 p.
Kitamura O., Endo H. Collision simulations of an exclusive ship of spent nuclear fuels // Proceedings of international workshop on utilization of nuclear power in oceans. — 2000. — Р. 104—112.
Родионов А. А., Васильев Р. В. Оценка критериев разрушения судовых конструкций при численном моделировании столкновения судов // Мор. интеллект. технологии. — 2011. — № 4 (14). — C. 7—15.
Волков Н. Н., Кодацкий С. Б. Конструктивные особенности атомных судов. — Л.: Судостроение, 1971. — 248 с.
Petersen M. J. Dynamics of ship collisions // Ocean engineering. — 1982. — Vol. 9 (4). — P. 295—329.
Minorsky V. U. An analysis of ship collision to protection of nuclear powered plant // J. of ship research. — 1959. — Vol. 3 (1). — P. 1—4.