Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594
RuEn
Расширенный
поиск
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Все выпуски » Том 12, № 4, 2022 » Сжатия ледяного покрова в Печорском море: природное явление и его влияние на морские операции

СЖАТИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА В ПЕЧОРСКОМ МОРЕ: ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МОРСКИЕ ОПЕРАЦИИ

ЖУРНАЛ: Том 12, № 4, 2022, с. 500-512

РУБРИКА: Научные исследования в Арктике

АВТОРЫ: Бузин И.В., Клячкин С.В., Фролов С.В., Смирнов К.Г., Михальцева С.В., Соколова Ю.В., Гудошников Ю.П., Войнов Г.Н., Григорьев М.Н.

ОРГАНИЗАЦИИ: ГНЦ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», ФГБНУ Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН

DOI: 10.25283/2223-4594-2022-4-500-512

Поступила в редакцию: 14.04.2022

Ключевые слова: ледяной покров, Печорское море, углеводороды, Северный морской транспортный коридор, сжатия льда, характеристики движения судна

Библиографическое описание: Бузин И.В., Клячкин С.В., Фролов С.В., Смирнов К.Г., Михальцева С.В., Соколова Ю.В., Гудошников Ю.П., Войнов Г.Н., Григорьев М.Н. Сжатия ледяного покрова в Печорском море: природное явление и его влияние на морские операции // Арктика: экология и экономика. — 2022. — Т. 12, — № 4. — С. 500-512. — DOI: 10.25283/2223-4594-2022-4-500-512.


АННОТАЦИЯ:

Печорское море — важный район российского арктического шельфа с точки зрения добычи углеводородов (УВ) и транзита грузов из акватории Северного морского пути, в первую очередь УВ из района Обской губы. Эпизодически в этом районе формируются тяжелые ледовые условия, проявляющиеся в сжатиях ледяного покрова, которые приводят к серьезному осложнению навигации и работы судов обеспечения морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». На основе анализа различных источников рассмотрены процессы формирования тяжелых ледовых условий в 2003 и 2018 гг., а также их влияние на работу судов. Показано, что единственным уверенно работающим судном в таких условиях является атомный ледокол. Сделано предположение, что сжатия льдов различной интенсивности достаточно типичны для этого района и могут эпизодически повторяться.


Литература:
  1. Клячкин С. В., Гудкович З. М., Май Р. И., Фролов С. В. Сжатия льдов // Опасные ледовые явления для судоходства в Арктике / Под ред. Е. У. Миронова. — СПб.: ААНИИ, 2010. — С. 33—91.
  2. Руководство по производству ледовой авиаразведки. — Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — 240 с.
  3. Миронов Е. У., Фролов С. В. Влияние морского льда на судоходство и классификация опасных ледовых явлений // Опасные ледовые явления для судоходства в Арктике / Под ред. Е. У. Миронова. — СПб.: ААНИИ, 2010. — С. 12—32.
  4. Апполонов Е. М., Сазонов К. Е., Бокатова Е. А. О вероятности заклинивания судов при сжатии // Мир транспорта. — 2012. — 4. — С. 4—9.
  5. Третьяков В. Ю., Фролов С. В., Терентьева Д. В. Моделирование экологических рисков загрязнения окружающей среды углеводородами при их транспортировке в Карском море танкерами // Метеорол. вестн. — 2016. — Т. 8, № 1. — С. 59—87.
  6. Цой Л. Г. К оценке риска при плавании судов по Северному морскому пути // Изучение ледовых качеств и обоснование рациональных параметров судов ледового плавания: Сборник трудов. — СПб.: Нестор-История, 2017. — С. 386—400.
  7. Kubat I., Babaei M. H., Sayed M. Quantifying Ice Pressure Conditions and Predicting the Risk of Ship Besetting // Proc 10th Int. Conf. and Exhibition on Performance of Ships and Structures in Ice — Banff, AB — Canada — ICETECH 2012. — P. 106—113.
  8. Григорьев М. Н. Развитие транзитного потенциала Cеверного морского пути // Контуры глоб. трансформаций. — 2019. — Т. 12, № 5. — С. 109—129.
  9. Григорьев М. Н. Развитие морской транспортировки арктических нефти и конденсата // Бурение и нефть. — 2020. — № 9. — С. 16—25.
  10. Gunnarsson B. Recent ship traffic and developing shipping trends on the Northern Sea Route — Policy implications for future arctic shipping // Marine Policy. — 2021. — 124. — P. 104369.
  11. Григорьев М., Монько Н. Суда арктической нефти // Нефтегаз. вертикаль. — 2021. — № 3—4. — С. 88—94.
  12. Григорьев М. Н. Северный морской путь: динамика грузовых перевозок в 2014—2020 гг. и итоги 2020 г. // Арктич. ведомости. — 2021. — № 1. — С. 102—109.
  13. Arctic System Reanalysis version 2. Research Data Archive at the National Center for Atmospheric Research, Computational and Information Systems Laboratory. — URL: https://doi.org/10.5065/D6X9291B.
  14. National Centers for Environmental Prediction/National Weather Service/NOAA/U.S. Department of Commerce. 2015, updated daily. _NCEP GFS 0.25 Degree Global Forecast Grids Historical Archive_. Research Data Archive at the National Center for Atmospheric Research, Computational and Information Systems Laboratory. — URL: https://doi.org/10.5065/D65D8PWK.
  15. Зубакин Г. К., Бочков Ю. А., Бузин И. В. Экстремальные ледовые явления и процессы в Баренцевом море в 2002/2003 гг. // Тезисы конференции «Нефть и газ арк­тического шельфа». — Мурманск, 2006. — 3 с. — (CD).
  16. Руководство по производству судовых специальных ледовых наблюдений. — СПб.: ААНИИ, 2011. — 42 с.
  17. Судовой журнал судна «Brage Viking» (фрагмент на 30 апреля — 1 мая 2018 г.).
  18. Дмитриев А. А. Динамика атмосферных процессов над морями Российской Арктики. — СПб.: Гидрометеоиздат, 2000. — 233 с.

Скачать »


© 2011-2023 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594