Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594 | ISSN 2949-110X
Расширенный
поиск
RuEn
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Новости » Космические радиолокационные системы наблюдения в Арктике

НОВОСТИ

31.01.2022

Космические радиолокационные системы наблюдения в Арктике

В России в 2023 году будет развернута космическая радиолокационная система круглосуточного всепогодного наблюдения Земли на базе спутников «Обзор-Р» и «Кондор-ФКА». О ее значении для мониторинга арктического региона рассказал заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Михаил Хайлов на Совете РАН по космосу 26 января 2021 года.

В настоящее время детальную съемку районов Северного морского пути (СМП), необходимую, например, для проводки судов в ледовых полях, осуществляют космические аппараты (КА) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) типа «Канопус-В» и «Ресурс-П», производящие фотосъемку высокого разрешения в оптическом диапазоне. Но получать изображения подстилающей поверхности они могут только в светлое время и при отсутствии облачности, что затрудняет оперативный мониторинг состояния ледового покрова. Этого недостатка лишены радиолокационные (РЛ) спутники, способные «видеть» в темноте и сквозь облака.

 

Рис. 1 — Дистанционное зондирование Северного морского пути с помощью космических аппаратов «Обзор-Р» и «Кондор-ФКА»

«В рамках Федеральной космической программы сейчас ведется изготовление трех КА радиолокационного наблюдения», – сообщил Михаил Хайлов.

КА «Обзор-Р» будет оснащен многофункциональным локатором Х-диапазона на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР). Разработчиком этого КА выступает РКЦ «Прогресс». Кроме того, ведется изготовление двух малых КА «Кондор-ФКА» разработки НПО «Машиностроение» с многофункциональными локаторами S-диапазона на базе жесткой антенны.

«Многофункциональность обоих локаторов заключается в том, что с их помощью можно получать как радиолокационные изображения с высоким разрешением не хуже 1 м, так и в полосе обзора шириной до сотен километров с разрешением в несколько десятков метров», – пояснил Михаил Хайлов.

По словам замдиректора «Роскосмоса», изготовление первого «Кондора-ФКА» завершится в третьем квартале 2022 года. Все бортовые системы поставлены и, более того, уже прошли первый этап электрических испытаний на головном предприятии. Завершилась их доработка и сейчас начинается финальный этап испытаний. В четвертом квартале КА будет отправлен на космодром «Восточный». Конкретная дата запуска будет определяться исходя из планирования запусков других аппаратов.

«Второй «Кондор-ФКА» будет собран в 2023 году, но мы его запустим лишь после того, как завершим летные испытания первой машины, – рассказал Михаил Хайлов. – По нашему опыту, должно пройти порядка одного года от момента запуска первой машины для проведения летных испытаний. Конечно, возникнут какие-то вопросы, которые необходимо будет учесть. Поэтому запуск второго «Кондора-ФКА» у нас стоит в планах на четвертый квартал 2023 года, но все бортовые системы уже в процессе изготовления, и проблемных вопросов мы не видим».

КА «Обзор-Р» также находится на завершающем этапе изготовления.

«Обзор-Р» полностью собран, – говорит Михаил Хайлов. – Единственное, чего мы ожидаем – поставки радиолокатора. Локатор с АФАР – это сложнейшая система. Хочу вам напомнить, что наши коллеги из Германии и Италии шли к локатору АФАР не одно десятилетие, чтобы построить такие свои аппараты, как TerraSAR-Х и COSMO-SkyMed. Запуск «Обзора-Р» планируется на 2023 год».

Возможности, которые даст группировка РЛ-спутников с 2023 года, когда все эти три КА окажутся на орбите, были проработаны с «Росатомом», который является инфраструктурным оператором СМП.

«Два «Кондора-ФКА» и один «Обзор-Р» обеспечат полное покрытие акватории Северного морского пути за 14 часов с периодичностью наблюдения произвольной точки Северного морского пути два раза в сутки с разрешением от 12 до 40 м, – рассказал Михаил Хайлов. – Это полностью устраивает коллег для обеспечения проводки судов по Северному морскому пути. При необходимости группировка также может обеспечивать раз в сутки съемку любого участка Северного морского пути с высоким разрешением порядка 1–2 м».

 

Рис. 2 — Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)

Как подчеркнул Михаил Хайлов, задачи ДЗЗ, в том числе в арктическом регионе, невозможно решить без наземной инфраструктуры. «Роскосмосом» в содружестве с Росгидрометом, МЧС и рядом других организаций развернута Единая территориально-распределенная информационная система ДЗЗ. В ее состав входят приемные комплексы, размещенные как на территории России, так и, например, в Антарктиде. Они объединены как наземными, так и космическими каналами обмена информации и включают программные и аппаратные комплексы обработки и доведения информации до потребителей. Действует геопортал «Роскосмоса», где потребители могут получить доступ к информации.

«С конца прошлого года мы реализовали технологию автоматической потоковой обработки информации, то есть у нас ускоряется процесс от момента приема информации до возможности воспользоваться ею широким кругом потребителей, – сообщил Михаил Хайлов. – И самое главное, что мы внедрили технологию API (Application Programming Interface – программный интерфейс приложения), то есть, по сути, это общение различных автоматизированных систем с нашими банками данных на уровне машина-машина. Мы максимально выводим человека из контура приема, обработки и обмена информации. Такой комплекс развернут и функционирует».

 

Рис. 3 — Сравнительные характеристики КА «Кондор-ФКА» и «Кондор-ФКА-М»

Рассказал Михаил Хайлов и о работе над новым поколением РЛ КА. На рис. 3 приведено сравнение характеристик космического аппарата «Кондор-ФКА» с характеристиками перспективного «Кондора-ФКА-М».

«Мы вместе с коллегами из промышленности выполнили полномасштабное эскизное проектирование по новому поколению КА «Кондор-ФКА-М», – рассказал Михаил Хайлов. – У него существенно повышено разрешение в обзорном режиме и сохранены многофункциональные режимы широкополосного наблюдения. Повышен ряд других существенных характеристик».

Замдиректора «Роскосмоса» особо отметил, что новый КА создается исходя из принципов полной импортонезависимости на унифицированных решениях служебных систем. В настоящее время ведется разработка рабочей конструкторской документации целевой аппаратуры. Изготовление первого «Кондора-ФКА-М» планируется в рамках новой Федеральной космической программы на 2026–2035 гг.

 

Источник: инфомационный портал РАН

© 2022 Российская академия наук


© 2011-2024 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594