Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594 | ISSN 2949-110X
Расширенный
поиск
RuEn
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Новости » Расширять мощности: в Архангельске обсудили арктическое судостроение

НОВОСТИ

11.07.2022

Расширять мощности: в Архангельске обсудили арктическое судостроение

29—30 июня в туристическом комплексе «Малые Карелы» под Архангельском состоялся V деловой форум «Судостроение в Арктике», организованный Правительством Архангельской области, региональным судостроительным кластером и Северным (Арктическим) федеральным университетом. Гости форума — более 200 представителей крупнейших судостроительных и судоходных компаний, федеральных министерств, научных и инжиниринговых центров — обсудили настоящее и будущее отрасли в контексте меняющейся экономической ситуации. Генеральным партнером форума выступило ПАО «Газпром».

Среди докладчиков, выступивших на мероприятии: губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный, заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков, управляющий директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Кирилл Каменев, заместитель генерального директора по строительству флота ФГУП «Атомфлот» Константин Князевский, представители Госдумы и Совета Федерации, ФГУП «Гидрографическое предприятие», АО «Объединенная судостроительная корпорация», НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», других предприятий и организаций, включая крупнейшие верфи Архангельской области.

Архангельск исторически является одним из центров отечественного судостроения и судоремонта, а также важным транспортно-логистическим центром. Компетенции и опыт северных корабелов позволяют строить суда с ледовым усилением, сложную морскую технику, платформы для добычи углеводородов на шельфе, проводить ремонт и модернизацию флота судовладельцев, работающих в Арктической зоне, создавать морскую технику для освоения ресурсов Арктики. Растет загрузка архангельских верфей, строятся новые портовые терминалы, развиваются судоремонтные мощности. Сегодня развитию Архангельска как города судостроителей и моряков способствуют два основных фактора: быстрое развитие судоходства по Северному морскому пути и отказ западных верфей от обслуживания российских судов. Это открывает окно возможностей для развития местных предприятий.

«На протяжении последних двух лет я как руководитель территории, где есть конкурентные портовые мощности, вижу растущий интерес инвесторов и к развитию действующих мощностей, и к реализации новых проектов», — отметил в своем выступлении на форуме губернатор Александр Цыбульский. — «Сегодня ситуация складывается таким образом, что европейские порты для российских судовладельцев в ближайшее время будут точно закрыты. Судоремонтные заводы Турции и Индонезии существенно повысили плату за ремонт российских судов, и мы в этом плане сегодня испытываем серьезный доковых мощностей, который может иметь отложенный эффект. Если привести статистику графика ремонта на наших мощностях, то еще примерно полтора года назад запись была на три-четыре месяца вперед, в начале этого года — за семь-восемь месяцев, а уже сейчас предприятия принимают заказы на ремонт и обслуживание на вторую половину 2024 года».

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков заверил участников форума, что российские судостроители смогут рассчитывать на помощь государства:

«Объем грузооборота по Севморпути до 2024 года должен составить 80 миллионов тонн, а к 2030 году — минимум 150 миллионов тонн. Это техническое задание для всех отраслей, в том числе и для судостроения и судоремонта. Мы посчитали вклад этой транспортной артерии до 2035 года в развитие нашей страны. Это 35 триллионов рублей ВВП, 13,5 триллиона рублей доходов федерального бюджета. Это транспортировка товаров на 100 миллиардов долларов год. И эти товары будут произведены в Арктике уже в ближайшие годы. Безусловно, судостроители и компании, занимающиеся судоремонтом, должны ориентироваться на эти показатели. Строить новый флот и модернизировать текущий нужно с применением мер государственной поддержки. Мы готовы оказывать максимальное содействие верфям, предоставлять действующие меры господдержки и разрабатывать новые, оперативно реагируя на запросы отрасли».

Одним из крупнейших региональных инвестпроектов в сфере судостроения в ближайшие годы станет строительство дока мощностью 5000 т для СРЗ «Красная Кузница». Губернатор Александр Цыбульский сообщил, что проект включен в список приоритетных в рамках «Доковой программы» «Объединенной судостроительной корпорации». Ввод в эксплуатацию нового дока позволит расширить возможности Архангельска как центра судоремонта.

В рамках форума участники обсудили такие темы, как актуальные потребности судовладельцев, работающих в Арктике, приоритеты государственной политики в судостроительной промышленности, строительство флота и морской техники для освоения арктических территорий, перспективы импортозамещения в отрасли, строительство пассажирского флота для северных регионов, развитие судоремонтных мощностей, преодоление кадрового голода. Кроме того, в программу мероприятий вошел «день подрядчика» с представителями СРЗ «Красная Кузница», а кульминационной частью форума стала церемония закладки головного пассажирского судна с ледовым усилением (также в цехах «Красной Кузницы»). Судно станет первым в серии из четырех судов, предназначенных для эксплуатации в условиях северных рек. Проект был разработан Северным филиалом Российского речного регистра. Технико-экономическое обоснование и экспертизу проекта, а также испытания в опытовом бассейне были организованы и выполнены региональным судостроительным кластером в сотрудничестве с ЦНИИМФ и Крыловским ГНЦ. Во второй день форума участники посетили производственную базу ООО «Беломорская сплавная компания», где осмотрели головной буксир «Генерал Стрелков» проекта «Ярослав».

«Отечественная судостроительная отрасль сегодня сталкивается с беспрецедентными вызовами и возможностями», — говорит руководитель ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов. — «Растущие потребности владельцев коммерческого флота, формирование новых грузопотоков в Арктике, реализация крупных инфраструктурных и промышленных проектов на арктических территориях — все это требует создания новых судов, в том числе сложных, с ледовым усилением, крупнотоннажных. Обслуживание нового флота требует расширения судоремонтных мощностей. В то же время лишение российских компаний доступа к зарубежным технологиям, программному обеспечению, отказ от поставок оборудования и комплектующих требуют скорейшей разработки собственных решений, открытию новых производственных и инжиниринговых центров. Это означает потребность в подготовке квалифицированных кадров, внедрении эффективных методов управления, развитии кооперационных связей. Таким образом, нам предстоит решить целый комплекс сложных и взаимосвязанных проблем. Это потребует согласованных усилий государства, бизнеса, научного и экспертного сообщества. Но результаты прошедшего форума внушают оптимизм: участники понимают ситуацию и готовы к большой, слаженной и системной работе».

    

  

    

  

  

С подробной информацией о Форуме можно ознакомиться на его официальном сайте (www.arcticshipbuilding.com), а также на сайте организатора — Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие»(http://www.sozvezdye.org).

Журнал «Арктика: экология и экономика» является информационным партнером Форума.


© 2011-2024 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594