Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594 | ISSN 2949-110X
Расширенный
поиск
RuEn
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Новости » По материалам заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 9 июня в Новосибирске

НОВОСТИ

09.06.2016

По материалам заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 9 июня в Новосибирске

В Новосибирске открылся IV Международный форум технологического развития «Технопром-2016».

«На текущем этапе целесообразно организовать взаимодействие с арктическими регионами и с хозяйствующими субъектами с целью сбора, обобщения и выбора перспективных площадок для развития возобновляемой энергетики и внедрения инновационных технологий в области локальной энергетики, а также отработать на уровне субъектов Российской Федерации подходы к разработке региональных схем размещения малой энергетики в Арктической зоне», — заявил Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, выступая на пленарном заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Учитывая удаленность и труднодоступность многих населенных пунктов, друг от друга, особое значение приобретает автономное энергоснабжение объектов навигации и связи с применением энергии от возобновляемых источников. Кроме того, в Арктике значительное количество потребителей, живущих и работающих вне населенных пунктов. В первую очередь к ним относятся коренные народы Севера, занятые оленеводством, а также туристы, геологи, рыбаки, охотники, военнослужащие. Наличие таких потребителей делает весьма актуальным разработку легких и компактных накопителей энергии.

«Кроме того, возобновляемая энергетика — один из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности в Арктике», — отметил Дмитрий Рогозин.

Сегодня энергетика Заполярья преимущественно построена на использовании горючего топлива, потребляемого дизель-генераторами электроэнергии. Также используются уголь, мазут, древесина, что в свою очередь отрицательно сказывается на экологии.

В рамках «Северного завоза» в районы автономного энергоснабжения Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока ежегодно завозится до 6—8 млн. тонн горюче-смазочных материалов и до 20—25 млн. тонн угля. В связи со слабой транспортной инфраструктурой, повышенными издержками и расходами стоимость топлива в некоторых районах удваивается и утраивается по сравнению с ценами производителей. На топливо и его завоз тратятся значительные бюджетные средства.

В таких условиях одним из способов снижения затрат на доставку топлива в удаленные районы и повышения их энергетической безопасности является использование местных энергоресурсов, прежде всего энергии ветра, солнца, малых рек.

Таким образом, Арктическая зона обладает как существенным потенциалом, так и насущной потребностью в применении возобновляемых источников энергии.

К настоящему времени устранены основные институциональные барьеры, препятствующие развитию возобновляемой энергетики в Арктике. На федеральном уровне сформирована необходимая законодательная и нормативная правовая база, способствующая эффективному использованию всего комплекса мер прямого и косвенного экономического стимулирования развития возобновляемой энергетики в России. Активно развиваются соответствующие программно-целевые инструменты и механизмы. Однако они недостаточно используются в Арктической зоне.

У России есть шанс сократить отставание в развитии нефтегазового машиностроения.

«Сегодня основная задача в отрасли — это снижение зависимости от зарубежных технологий и продукции, осуществление рационального импортозамещения», — заявил Дмитрий Рогозин.

По мнению экспертов, «узкое место» в нефтегазовом машиностроении России — шельфовые технологии. В последнее десятилетие в мире скачкообразно развиваются прорывные морские технологии — новые методы разведки месторождений, сверхглубоководное бурение, бесплатформенная разработка месторождений, дистанционно управляемые подводные устройства для диагностики и ремонта шельфового оборудования, плавучие заводы по сжижению газа прямо в море и другие.

Однако Россия отстала на этом направлении. «В настоящее время, из-за низких цен на нефть и газ, освоение месторождений арктического шельфа приторможено во всем мире. Это дает России некоторый запас по времени для восполнения допущенного отставания», — заявил Заместитель Председателя Правительства РФ.

В России имеются собственные наработки в области морской сейсморазведки, бурения скважин  с привлечением атомной подводной лодки, конструирования автономных ядерных источников энергопитания для эксплуатации на морском дне и др. Эти работы, многие из которых имеют двойное назначение, необходимо развивать и далее.

Подобные технологии, сводящие к минимуму присутствие человека собственно на месторождении, крайне актуальны при разработке арктического шельфа, особенно в покрытых льдом акваториях. Таким образом, в наши дни идет интенсивное накопление научно-технического потенциала и опыта, которое в скором будущем может сделать реально осуществимым полноценный прорыв нефтяников в Арктику.

Начиная с этого года, в рамках государственной программы предусмотрена реализация перспективных проектов с общим объемом финансирования 1 млрд 350 млн рублей.

Ожидаемые результаты проектов — уменьшение зависимости от иностранного оборудования, создание отечественных средств сейсморазведки, а также практическая реализация программы импортозамещения.

«Планируя будущее отрасли, целесообразно осуществлять проработку перспективных технологий для освоения арктического шельфа, включая технологии подледной разведки месторождений, оборудование для бесплатформенной добычи нефти и газа в арктическом исполнении, подводные роботы, высокоэффективные автономные источники энергообеспечения», — подчеркнул Дмитрий Рогозин.

В ходе совещания было отмечено, что доля импорта в потреблении по критически зависимым направлениям наглядно отражена в плане импортозамещения Министерства промышленности. Например, по направлению геологоразведки доля импорта доходит до 85%, а по направлению реализации шельфовых проектов составляет 80-90%.

 

фото с сайта:  http://forumtechnoprom.com

Материалы предоставлены Пресс-службой Центра обеспечения деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Эл.почта:       press@arctic.gov.ru

Сайт:              www.arctic.gov.ru


© 2011-2024 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594