Журнал Арктика: экология и экономика
ГЛАВНАЯ|О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|НОВОСТИ|АРХИВ НОМЕРОВ|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|ИНФО
Новости » Дело техники

НОВОСТИ

14.03.2017

Дело техники

 

Освоение арктического шельфа дает уникальный шанс для развития научно-технических разработок не только в нефтегазовой, но и смежных отраслях экономики.

 

По различным экспертным оценкам, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи. Поэтому дальнейший рост этого показателя отечественные нефтяники связывают именно с началом промышленного освоения Арктики.

По итогам 2016 года компания «Газпром нефть» добыла на Приразломном месторождении (в Печорском море) 2,154 млн. тонн нефти сорта ARCO (Arctic Oil), в 2,5 раза увеличив добычу по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году, несмотря на плановую временную приостановку работ на «Приразломной» для её технического перевооружения, компания рассчитывает добыть 2,5—2,6 млн. тонн. В целом же, извлекаемые запасы нефти на месторождении превышают 70 млн тонн.

Гораздо более крупным игроком в Арктике является «Роснефть», которой, отметим, в настоящее время только ведет подготовку к добыче. В настоящее время ей принадлежит 28 лицензионных участков на арктическом шельфе с суммарными ресурсами, превышающими 38 млрд тонн нефтяного эквивалента. Фактически, доля «Роснефти» составляет более 78 процентов общей площади лицензионных участков в Арктике. «За счет разработки шельфа масштаб бизнеса «Роснефти» может удвоиться. Ускорение роста компании до 2033 года будет связано с началом коммерческой добычи на шельфе. Инвестиции компании в арктическую шельфовую программу составят около 400 млрд. долларов за 20 лет», - констатируют в «Роснефти».

При всех этих радужных надеждах не стоит забывать, что на данный момент на арктическом шельфе наиболее изученной его частью является западная, в особенности Карское море (месторождение «Победа» обнаружено «Роснефтью» именно там). При этом остальная часть шельфа представляет собой либо глубоководные участки (на той же «Приразломной» глубина Печорского моря в месте бурения не превышает 20 метров), либо территории с весьма сложными климатическими условиями (участки в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях).

Для их исследования и последующей разработки требуются не просто новейшие, но прорывные технологии в самых разных областях науки: от разведки и бурения скважин до морской глубоководной добычи и транспортировки нефтепродуктов. Отметим, что эти планы осуществляются на фоне санкций, ограничивших доступ российских компаний к западным технологиям. Таким образом, освоение арктического шельфа, которое в текущих условиях потребует локализации разработки и производства уникального оборудования для арктической добычи, обеспечения и дальнейшего поддержания инфраструктуры делает арктические проекты драйвером новой российской индустриализации.

В частности, «Роснефть» ранее опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений. «Компания анонсировала российским производителям заказы более чем на 20 наименований судов и авиатехники и еще на 30 единиц нефтепромыслового и бурового оборудования. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов «Роснефть» будет задействовано более 100 предприятий», - отмечается в сообщении «Роснефти».

С целью освоения арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию крупного центра производства морской техники. Так, на базе «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» планируется основать промышленный и судостроительный кластер на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь – судостроительной комплекс «Звезда» в городе Большой Камень. В сентябре 2016 года состоялась торжественная церемония запуска его первой очереди.

Помимо, скажем так, крупных производственных объектов (корабли и, собственно, буровые установки) для освоения арктического шельфа потребуются подводные роботизированные комплексы, судовые двигатели, турбины, насосы, компрессоры, электрогенераторы, радиоэлектронное оборудование, гидрометеорологические, аварийно-спасательные и ремонтные технологии, спутниковые системы и средства обработки космических данных. «Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнется коммерческая добыча арктической нефти», - комментируют светлое будущее в «Роснефти».

В последние годы в «российской Арктике» был выполнен целый комплекс научно-исследовательских мероприятий. В частности, были проведены ледовые и метеорологические измерения, установлены дрейфующие буи на ледяных полях и айсбергах, которые позволяют в постоянном режиме отслеживать координаты ледовых образований и определять траекторию их дрейфа. Чтобы отследить движение айсбергов и обнаружить их скопления, в дальнейшем планируется также вести мониторинг из космоса.

Были изучены физико-химические и морфометрические характеристики айсбергов и торосов, а также распределение водных масс, течения и изменчивость температур. Для исследования ледяного покрова использовались беспилотники, а также вертолеты КА-32; для изучения морского дна – уникальные телеуправляемые подводные аппараты «Гном» с глубиной погружения до 100 метров. Полученные данные позволяют определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов.

Проблемы необходимых в Арктике инноваций, существующий опыт их внедрения, а также вопросы международного сотрудничества в их разработке и апробации будут обсуждаться на международном форуме «Арктика – территория диалога», который пройдет с 29 по 30 марта 2017 года в Архангельске.

 

Предоставлено Пресс-службой Международного Арктического форума

 

Подробную информацию о мероприятиях Форума можно получить на официальном сайте http://forumarctica.ru

Журнал «Арктика: экология и экономика» является информационным партнером Форума.


© 2011-2017 Арктика: экология и экономика