Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594 | ISSN 2949-110X
Расширенный
поиск
RuEn
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Все выпуски » Номер 1(33) 2019 » Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве

АРКТИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ МАГИСТРАЛИ НА СУШЕ, АКВАТОРИЯХ И В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЖУРНАЛ: Номер 1(33) 2019, с. 6-20

РУБРИКА: Экономика и управление народным хозяйством Арктической зоны

АВТОРЫ: Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В., Сычев Ю.Ф., Тарасова О.В., Филин Б.Н.

ОРГАНИЗАЦИИ: Государственный океанографический институт им. Н. Н. Зубова Росгидромета, Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук

DOI: 10.25283/2223-4594-2019-1-6-20

УДК: 656.02; 656.078

Поступила в редакцию: 27.11.2018

Ключевые слова: Северный Ледовитый океан, Белкомур, ледокол, нефть, Северный морской путь, Северный широтный ход, танкер, шельф

Библиографическое описание: Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В., Сычев Ю.Ф., Тарасова О.В., Филин Б.Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. — 2019 — №1(33). — С. 6-20. — DOI: 10.25283/2223-4594-2019-1-6-20.


АННОТАЦИЯ:

Рассмотрены вопросы транспортного развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Освоение ее минерально-сырьевых природных ресурсов требует создания транспортной системы, имеющей выход на основные магистрали — Северный морской путь (СМП) и Транссибирскую железную дорогу.Поэтому проекты строительства новых железнодорожных маршрутов Белкомур и Северный широтный ход выходят далеко за региональные рамки. В соединении с проектами модернизации арктических портов на трассе СМП, обновления парка воздушных судов и строительства аэропортов, традиционного использования возможностей внутренних водных путей, новая транспортная система даст возможность увеличить эффективность работы новых промышленных комплексов. Она позволит обеспечить работу предприятий восточного сектора российской Арктики, организовать на постоянной основе северный завоз. Приведенный в статье анализ современного состояния транспортных магистралей АЗРФ показывает основные направления их развития и дальнейшего использования. Особый интерес представляет проблема использования возможностей СМП в его восточной части — к востоку от островов архипелага Северная Земля. Затронуты вопросы перспективного создания новых воздушных судов и крупных ледоколов.


Литература:

1. Крюков В. А., Крюков Я. В.Взаимодействие севера и юга Сибири — в основе «управление» мультипликативными эффектами // Вестн. НГУЭУ. — 2017. — № 4. — С. 22—27.

2. Клепач А. Н., Разбегин В. Н. Роль транспортных проектов в развитии Арктики и русского Севера // Гос. аудит. Право. Экономика. — 2017. — № 1. — С. 121—124.

3. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.О состоянии и проблемах обеспечения научной деятельности в Российской Федерации в Антарктике: Ежегодный отчет (2017 год) / Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. — М., 2018. —URL: http://council.gov.ru/media/files/DhrA9Y46BaPHLySXCkSZGZzqkIQC8jzQ.pdf.

4. Humpert M. The Future of the Northern Sea Route — A “Golden Waterway” or a Niche Trade Route /The Arctic Inst. — Sept. 15, 2011. — URL: http://www.thearcticinstitute.org/the-future-of-northern-sea-route-golden/.

5. Молодиченко Е. В. Проекты АО «ОСК» в целях обеспечения хозяйственной деятельности в Арктическом регионе: [Презентация] // Международный форум «Судостроение в Арктике», июнь, 2018, Архангельск. —URL: http://www.arcticshipbuilding.com/assets/files/Presentation/2018/1%20MolodichenkoEV.pdf.

6. Григорьев М. Н. Потребности в судах для Арктики, потенциал российских верфей: [Презентация]// Международный форум «Судостроение в Арктике», июнь, 2018, Архангельск. — URL: http://www.arcticshipbuilding.com/assets/files/Presentation/2018/2%20GrigorievMN.pdf.

7. Григорьев М. Н. Развитие арктического грузопотока углеводородных ресурсов // Нефтегаз. вертикаль. — 2017. — № 5. — С. 74—86.

8.Чижков Ю. В. Северный морской путь в структуре Арктической транспортной системы// Транспорт Рос. Федерации. — 2017. — № 1 (68). — С. 27—32.

9. Капкайкина О. А., Малов В. Ю., Тарасова О. В. Российский транзит: оценка перспектив конкуренции за евроазиатский контейнерный поток // Ситуационная комната как элемент организации экспертного сообщества: задачи планирования и прогнозирования. — Гл. 2.5 / Под ред. Г. А. Унтуры; Рос.акад. наук, Сиб. отд-ние, ИЭОПП СО РАН. — Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2018. — С. 89—102.

10. Кондратов Н. А. Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России // Геогр.вестн. — 2017. — № 4(43). — С. 68—80. — DOI: 10.17072/2079-7877-20174-68-80.

11. Замятина Н. Ю. Транспорт Севера и Арктики: тоска по малым формам. — URL: https://goarctic.ru/live/transport-severa-i-arktiki-toska-po-malym-formam//.

12. Безруков Л. А. Проблемы формирования транспортной системы Сибирской Арктики // ЭКО. — 2018. — Т. 48, № 4. — С. 29—47. — DOI: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2018-4-29-47.

13.Бондаренко Л. А., Ионова В. Д., Малов В. Ю., Тарасова О. В. Возможности формирования акватерриториально-производственных комплексов (АТПК) в зоне влияния Северного морского пути // Азиатская часть России: моделирование экономического развития в контексте опыта истории / Отв. ред. В. А. Ламин, В. Ю. Малов. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. — С. 219—242.

14. Тарасова О. В., Соколова А. А. Перспективы комплексного освоения Чукотского АО // Мир экономики и управления. — 2018. — Т. 18, вып. 2. — С. 69—85. — DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-2-69-85.

15. Щербанин Ю. А. Перевозка грузов по внутренним водным путям России: стратегия развития до 2030 года (новые возможности для нефтегазового сектора) // Науч. тр. ИНП РАН. — 2016. — № 1. — С. 291—301.


Скачать »


© 2011-2024 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594